О состоянии рынка мероприятий в России
Сугубо личные итоги наблюдений за рынком профессиональных услуг в области event management.
Миф о сервисе.
Сервис на рынке профессиональных услуг в области event management – это миф. Есть островки сервиса – отдельные «старающиеся» агентства и подрядчики. Или островки во времени: когда агентство или подрядчик решают «вложиться» в проект.
Сервис за пределами этих островков очень резко заканчивается. Сервис как система, как культура производства – это большая удача.
Культура «священного сервиса», то есть отношения к сервису как к священной и обязательной части своей профессии, - вещь редкая. Многие могут организовать мероприятие. Не многие могут качественно организовать сам процесс организации, сделать его легким и сбалансированным.
Диктат площадок.
Площадки для больших мероприятий диктуют свои условия. Обычно клиент испытывает чувство глубоко обязанного человека во время работы с такими площадками.
Площадок откровенно мало. Те же, что есть, не обеспечивают даже близкий к нормальному европейскому уровню сервиса или технологической оснащенности.
Сколько, например, в Москве приличных площадок на мероприятие в 1000-2000 человек? Их можно посчитать по пальцам. Везде вы получите свою порцию «Ах, ну что же вам всем от меня надо».
Звезды.
Звезды в большинстве своем застряли где-то в 90-х. Оплата наличными, 100% предоплата и, конечно, демонстрация характера. Сервис и профессионализм в работе на мероприятиях вещь редкая и не системная. Зависит исключительно от личности директора звезды.
Конкуренция и репутация.
Еще один миф рынка. Есть связи. И пока это самое главное конкурентное и репутационное преимущество. Тендер, когда заказчик сам с интересом ждет результатов, скорее исключение, чем правило.
Образцовым в этом отношении в России является, конечно, государство. Все коммерческие структуры смотрят на государственную практику тендеров и копируют ее.
Можно двояко оценить ситуацию. Ждать перемен. Или рассматривать это как национальную особенность нашего рынка и наслаждаться ритуальными конкурсами.
Обратная связь.
Отсутствие обратной связи, которая позволяет учиться. Полноценный разбор полетов и отклик редко происходит как в рамках тендера, так и по итогам проекта. Провели и слава богу.
Сесть и подробно разобрать все мелочи – скорее исключение, чем практика. Но, правда, случается все чаще и чаще.
В качестве резюме.
Ведь и не могло быть иначе: рынок мероприятий – слепок с любого другого рынка в России. Со всеми пороками и фамильными чертами.
В отличии, скажем, от PR рынка, рынок мероприятий пока не представляет собой единого поля. На рынке играют как те, кто называет себя «евент агентствами», так и PR компании, маркетинговые компании, BTL компании, специализирующиеся на промо кампаниях, ассоциации, частные лица и т.д. Порог входа на рынок очень низок и «начать делать мероприятия» может практически любой человек.
В связи с тем, что сами игроки не видят себя участниками одного поля, нет возможности для появления стандартов качества, стандартов оказания услуги и целей развития рынка.
У рынка есть несколько сверх задач, которые позволят ему сделать следующий шаг:
А) Начать молиться на сервис. Сосредоточиться не только на финальном результате, но и на том, как он достигается и зачем это вообще все делается.
Б) Интеграция задач, которые решают евент менеджеры, в более глобальные задачи, стоящие перед компанией. В задачи маркетинга, в задачи развития персонала, в задачи стратегического развития компании.
Тогда от «мероприятий праздников» мы перейдем к мероприятиям, которые станут инструментами изменений людей и компаний, станут способом фиксации успехов, фиксации новой картины будущего.