Произошедший короновирусный кризис в этом году вызвал множество прогнозов о том, что «мир никогда не будет прежним», нас ждет «новая реальность». Но по сути, кризис лишь разогнал происходящие изменения, сжав время нескольких лет в короткий промежуток в 3-4 месяца. Все тренды современного общества и экономики будут продолжены, просто значительно ускорятся.
У этого есть некоторые болезненные последствия. Неэффективные бизнесы вылетают с рынка, а более жизнеспособные - занимают их место и это происходит форсированно, быстро. Агентства (и люди), которые не делали накоплений неожиданной столкнулись с тем, что не могут сводить концы с концами. Но это и так произошло бы, хоть и чуть позже, когда накопившиеся долги и кассовые разрывы обанкротили бы эту часть компаний. Агентства, которые стремились сохранить статус-квоне и не хотели адаптироваться к изменениями рынка, так и не стали адаптироваться. А гибкие компании стали меняться еще быстрее.
Тренд на расширение онлайн-сервисов был и раньше, но не был так уж очевиден. Теперь он очевиден всем. Необходимость диверсификации бизнесов, компетенций, открытости новому тоже стала для яснее. Скорость принятия решений и внедрений этих решений, цена промедлений и раньше были важны, а теперь стали критически важны.
Это касается и бизнеса мероприятий. Те кто хотел остаться на рынке "переобулись в воздухе», стали делать онлайн мероприятия, пересобрали свои команды, и были готовы к возобновлению офлайн-мероприятий. И сейчас азартно рубятся в новых тендерах. Они появились и это значит, что рынок, задержав дыхание на несколько месяцев карантина, выдохнул и снова задышал.
Людям нужны мероприятия, впечатления, живое общение. За время карантина, люди соскучились по этой части социальной жизни и постарались найти замену: online-вечеринки, путешествия, спектакли, конференции, бары. Иногда эти замены принимают забавные формы.
Если люди так соскучились по настоящим впечатлениям, что готовы платить за фейковые - что ж. Похоже event-рынок ждет скорый ренессанс и многие агентства к нему готовятся.
Впрочем, рынок онлайнов тоже уже сформировался, у него есть своя рыночная ниша, понятная экономика, новые рванувшие вперед лидеры и позитивные перспективы. Онлайны останутся с нами и будут заметной частью event-рынка. Процент рынка и бюджетов которые будут перераспределены в пользу онлайнов пока сложно адекватно оценить, но он будет значителен. Мы могли бы прийти к этому через несколько лет, а пришли к середине лета. И, кажется, скорость изменений остается такой-же высокой.