Мы привыкли, что каждый год в России представлены фестивали на любой вкус и кошелек.
Команда Eventum Premo помогает брендам интегрироваться в несколько мероприятий каждый сезон, но 2020-й стал исключением. Что ожидать от фестов в этом году? Команда агентства пообщалась с ключевыми представителями фестивальной индустрии об их планах и готовности к ивентам в этом году.
Несмотря на нестабильность, почти все организаторы утверждают, что фестивали будут. Но прошлый опыт научил тому, что все может поменяться в последний момент, поэтому финальное решение все же будет зависеть от местных властей.
Анастасия Подольская (бренд-директор) и Наталья Зарипова (менеджер спецпроектов), Esquire Weekend:
Фестиваль проводить планируем, как обычно, в самом начале лета. В этом году мы хотим провести фестиваль в Москве, Санкт-Петербурге и Красной Поляне. Состоится он или нет, зависит от разрешения городских властей. Насколько мы знаем, большие города сейчас готовятся к возобновлению массовых мероприятий, соответственно, и мы готовимся.
Юрий Субботин, директор по развитию Faces&Laces:
Мы активно работаем над юбилейным событием — в этом году выставке Faces&Laces исполняется 15 лет. Сейчас мы ждем от Правительства Москвы официальных постановлений, которые регламентировали бы проведение массовых мероприятий. Тем не менее мы уверены, что с учетом текущей положительной динамики в августе, когда мы планируем провести выставку Faces&Laces, событие точно состоится, и мы сможем собрать аудиторию.
Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец» и продюсер фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние», отметила, что фестиваль точно состоится в назначенные даты. «Надеюсь, в этом году ничего не повлияет на него, и отмены или переноса не будет», — добавила она.
Сергей Жуковский, генеральный продюсер фестиваля Locals Only:
Мы продолжаем готовиться к фестивалю. Конечно, перед всеми нами стоят такие вопросы, как, например, третья волна COVID-19 и запрет на проведение массовых мероприятий. Мы, как и любой организатор мероприятия, внимательно следим за ситуацией с пандемией и связанных с ней ограничениями.
Для мероприятии на открытом воздухе никаких опасностей сейчас нет, но нужно соблюдать масочный режим, отметил Юрий Кассин, основатель и генеральный продюсер фестиваля «Форма». «В начале апреля начнется активное анонсирование, следите», — добавил он.
Борис Лазарев, официальный представитель фестиваля Exit в России (агентство Collective Media Solutions):
Организаторы внимательно следят за всеми внешними факторами и постоянно консультируются с представителями власти и здравоохранения Сербии. Оптимизм, с которым мы смотрим на возможность провести фестиваль, связан с высокими темпами вакцинирования в Сербии: страна занимает третье место в Европе и седьмое место в мире по уровню вакцинированного населения.
По плану, около 15% от общей численности населения Сербии будут ежемесячно вакцинироваться, а согласно исследованиям экспертов, почти у 40% жителей страны уже есть антитела к COVID-19, добавил Лазарев.
Ирина Словохотина, директор по работе с коммерческими партнерами «Дикой мяты» и «Неба»:
Сейчас мы активно готовимся к фестивалям. Уже получили официальные разрешительные документы от Правительства Тульской области для фестиваля «Дикая Мята» и от Правительства Московской области для «Небо: теория и практика». Но, безусловно, все по-прежнему следят за развитием ситуации.
Сейчас организаторы «Дикой мяты» и «Неба» в плотной коммуникации с представителями Роспотребнадзора — согласовывают необходимые меры для проведения мероприятий, добавила Словохотина.
Нововведения
Мы спросили у организаторов фестивалей, намечаются ли какие-то нововведения — например, гибридный формат, — и обязательно ли соблюдение социальной дистанции, ношение масок, ограничение числа билетов.
Кирилл Сорокин, сооснователь и программный директор Beat Film Festival:
В этом году Beat пройдет на своих привычных площадках по всему городу, вернутся какие-то событийные площадки для специальных показов вроде «Мутабора». И в то же время фестиваль будет онлайн, так как за время пандемии люди привыкли к тому, что всегда есть такая опция, а мы, помимо нашей полки из главных хитов на «Кинопоиске», за последнее время запустили онлайн-проект Qatar Film Days, онлайн-проекты с Cartier и универмагом «Цветной» и видим, что интерес и аудитория для таких онлайн-историй огромные. Причем в отличии от концертов, например, это не видится чем-то искусственным — люди смотрели кино онлайн и до пандемии.
Важная тенденция, вокруг которой организаторы Beat Film Festival строят стратегии еще с прошлого года, — осознанное внедрение в цифровое пространство, осваивание digital не только как формата, но и как среды обитания аудитории. «Мы активно работали с Instagram-блогерами, а в этом году кроме них планируем задействовать тиктокеров, для нас важен диалог с поколением зумеров», — отметил Сорокин.
Борис Лазарев, официальный представитель фестиваля Exit в России (агентство Collective Media Solutions):
Безопасность всех наших посетителей, артистов и сотрудников, безусловно, в приоритете, поэтому будут разработаны дополнительные меры и технологии для безопасности. В прошлом году фестиваль организовал мероприятие с ограниченным доступом для онлайн-марафона Life Stream, поэтому есть уверенность в том, что можно провести фестиваль с мерами по охране здоровья и безопасности на самом высоком уровне.
Что касается «Архстояния», организаторы осваивают новую территорию на западе парка, отметила Юлия Бычкова, продюсер фестиваля. «Это всегда волнительно. Вся программа фестиваля будет доступна для людей с особенными потребностями», — отметила она.
Юрий Кассин, основатель и генеральный продюсер фестиваля «Форма»:
Помимо масочного режима мы будем делать упор на то, чтобы гости могли не только классно провести время, но и познакомиться друг с другом, особенно с людьми со схожими интересами и любовью к творчеству. Для этого разработаны специальные активности. Также мы внедряем геймификацию в нахождение человека на фестивале.
Нововведения Esquire Weekend будут зависеть исключительно от предписаний проведения массовых мероприятий, отметили Анастасия Подольская и Наталья Зарипова.
Юрий Субботин, директор по развитию Faces&Laces:
Планируем провести все в традиционном офлайн-формате. Возможно, будут онлайн-трансляции, но они не способны передать особую атмосферу события и погрузить в уличную культуру так, как физическое присутствие. Конечно, выставка пройдет с соблюдением всех актуальных условий. Но судя по текущим тенденциям посещения массовых мероприятий в Москве, люди снова готовы проводить время на офлайн-событиях, учитывая все требования.
Из нововведений на Faces&Laces — с середины 2020 года, когда стало понятно, что выставка переносится на 2021-й, организаторы запустили серию мультидисциплинарных проектов, которые предваряют выставку и объединены с ней единым концептом, добавил Субботин. «Мы уже реализовали брейншторм-шоу Plan B со Studio 21 при поддержке «МегаФона», запустили онлайн-игру под коллаборационный ноутбук для Asus, курировали виртуальную коллекцию для PUMA и предложили аудитории погрузиться в историю Faces&Laces и найти артефакты в сервисе объявлений «Юла». Так что, помимо основного события в августе, нас ждет еще несколько инициатив весной и летом», — подытожил Субботин.
Ирина Словохотина, директор по работе с коммерческими партнерами «Дикой мяты» и «Неба»:
Планируем проведение в нашем традиционном формате и датах. Фестиваль «Небо» состоится 22−23 мая, станет первой ласточкой фестивального сезона 2021. «Дикая мята» пройдет 18−20 июня.
Разумеется, при проведении мероприятий будут выполнены все требования и рекомендации Роспотребнадзора, заверила Словохотина.
Юрий Кассин, основатель и генеральный продюсер фестиваля «Форма»:
Как и раньше, мы будем делать с режиссерами и музыкантами большие шоу, которые будут включать в себя музыкальные, видеохудожественные и танцевальные перформансы, но они будут в совершенно новом виде. Особое внимание будет уделено нашей планете и экологии.
Мы создадим площадку, на которой люди смогут открывать для себя новые музыкальные и творческие направления, отметил Кассин.
Готовы ли бренды к фестивалям?
Бренды определенно заинтересованы в офлайн-формате, но оценивают риски, потому что все осознают возможные сложности, отчего пока мало кто сейчас знает наверняка, как именно будет интегрироваться в фестиваль.
Esquire Weekend ведет диалог с брендами-потенциальными партнерами, и несмотря на нестабильность, бренды заинтересованы в участии, считают Анастасия Подольская и Наталья Зарипова.
Юрий Субботин, директор по развитию Faces&Laces:
Несмотря на нестабильность, мы находимся на стадии активных переговоров с партнерами и разрабатываем решения для них. Силами нашей креативной студии мы придумываем идеи интеграции для 90% крупных коммерческих участников. Для нас крайне важно, чтобы они были представлены нативно, но при этом решали свои задачи. Прямо сейчас мы разрабатываем больше 10 проектов для разных брендов как по основному событию, так и по сайд-историям.
Конечно, часть брендов, особенно те, чьи штаб-квартиры расположены в других странах, пока поставили все офлайн-мероприятия на холд, добавил Субботин. «С ними мы условились вернуться к обсуждениям к концу весны, чтобы успеть оперативно придумать для них креативное решение и интегрировать в событие», — подытожил Субботин.
Сергей Жуковский, генеральный продюсер фестиваля Locals Only:
Конечно, мы постоянно ведем переговоры с различными брендами. На наш взгляд, как наша аудитория, так и бренды соскучились по офлайн-мероприятиям и с большим интересом изучают любые коммерческие предложения, но с осторожностью принимают решения.
«Мы открыты к любым переговорам и готовы гарантировать исполнение взятых на себя обязательств», — добавил Жуковский.
Борис Лазарев, официальный представитель фестиваля Exit в России (агентство Collective Media Solutions):
Бренды, как и аудитория, соскучились по офлайну, тем более по фестивалям. Вынужденный уход в онлайн не может компенсировать те эмоции от взаимодействия с брендом, которые можно получить на месте.
«Именно эти живые ощущения станут просто бесценными и как никогда востребованными», — считает Лазарев.
Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец», продюсер фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние»:
Каждый год мы делаем красивую коллаборацию с брендами, и этот год исключением не будет. Несмотря на кризис, вызванный пандемией, жизнь не стоит на месте, и уже есть ряд институций и брендов, с которыми мы готовим интеграцию.
«Пока их имена раскрыть не могу», — заинтриговала Бычкова.
Юрий Кассин, основатель и генеральный продюсер фестиваля «Форма»:
У брендов большой интерес к фестивалю, потому что он уникален в своем роде и на нем представлено множество площадок по различным направлениям в искусстве. В первую очередь общаемся с несколькими алкогольными партнерами, также видим большой интерес со стороны телекома и банков. Никто из брендов ничего не боится — наоборот, все готовы делать интересные истории, наверстывать упущенное лето. Если говорить про госструктуры, уже есть интерес от нескольких региональных администраций, которые на глобальном уровне готовы нас поддержать.
«Если партнер интегрируется в фестиваль, важно, чтобы он становился проводником для своих фанов, чтобы объяснял, почему он хочет пойти в фестиваль и почему его ценности бренду важны», — добавил Кассин.
Ирина Словохотина, директор по работе с коммерческими партнерами «Дикой мяты» и «Неба»:
Разумеется, пандемия внесла свои коррективы, некоторые потенциальные партнеры пока не знают, пойдут ли они вообще в офлайн. У многих либо сокращены, либо заморожены бюджеты. Однако большинство постоянных партнеров подтвердило свои намерения поддержать наши события. Мы активно ведем переговоры с новыми потенциальными партерами. С февраля видим значительное повышение интереса и увеличение запросов среди компаний и агентств.
«Надеюсь, тенденция сохранится, и этим летом сможем представить интересные партнерские коллаборации», — отметила Словохотина.
Что делать с отложенным спросом?
Есть опасение, что в связи с отложенным спросом многие фестивали будут идти друг за другом. Важно понимать, чем они планируют завоевывать внимание аудитории.
Анастасия Подольская (бренд-директор) и Наталья Зарипова (менеджер спецпроектов), Esquire Weekend:
Прежде всего, Esquire Weekend — это не традиционный музыкальный фестиваль, это контентное мероприятие со знаковыми зонами и героями-участниками. Открытые диалоги, лектории, перформансы, чтения, музыка, участие героев журнала в фестивале — это уникальный контент, который не предоставляет ни один из фестивалей. Этим Esquire Weekend так любим аудиторией.
Центральный мотив фестиваля — погружение в мир издания через призму большого фестивального спецвыпуска, в котором каждый посетитель может оставить свой след, добавили Подольская и Зарипова.
Юрий Субботин, директор по развитию Faces&Laces:
Мы не боимся, что аудитория будет разрываться и выбирать между нами и музыкальными фестивалями. Ключевая особенность выставки — мультидисциплинарность и разнообразие контента. Событие объединяет представителей музыкального андеграунда, бренды и независимые творческие единицы в одном пространстве. То есть мы — не музыкальный фестиваль, который конкурирует с другими только музыкальным лайнапом. Для нас одинаково важны все ключевые направления: музыка, искусство, мода и спорт, и наша задача — представить определенный срез происходящего в локальной индустрии.
«Мы уверены, что наша аудитория понимает это и ценит именно такой подход, поэтому и не переживаем за конкуренцию», — добавил Субботин.
Сергей Жуковский, генеральный продюсер фестиваля Locals Only:
Мы стараемся оценивать ситуацию с разных сторон и делать свое дело качественно. Концепция Locals Only — это место встречи музыки и спорта, в первую очередь экстремального спорта — серфинга (в рамках фестиваля обычно проходят соревнования по вейк- и скимсерфингу), а также контесты по скейтбордингу и стритболу. Поэтому наша аудитория приходит не только послушать крутую музыку, встретиться с друзьями и провести интересно время, но и поддержать райдеров и атлетов, и увидеть официальные соревнования экстремалов!
Прошлым летом Exit должен был отметить 20-летие, но несмотря на все усилия этого не случилось, поэтому в 2021-м организаторы решительно настроены отпраздновать это важное событие, заявил Борис Лазарев, официальный представитель фестиваля Exit в России.
Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец», продюсер фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние»:
Фестиваль «Архстояние» — это фестиваль клубного типа. И мы очень рады, что наша аудитория возвращается к нам из года в год. Программу этого года мы озвучим совсем скоро и надеемся, что она не только удивит постоянных посетителей, но и привлечет новых.
Сооснователь и программный директор Beat Film Festival Кирилл Сорокин не считает, что конкуренция скажется на мероприятии в негативном ключе.
Кирилл Сорокин, сооснователь и программный директор Beat Film Festival:
Люди изголодались по событиям, на которые можно прийти, нарядиться, где можно встретить друзей, которых не видел сто лет, и может быть, даже обняться. Наш фестиваль — во многом про ценности уже большого комьюнити, которое только в Москве насчитывает больше 40 тыс. человек, и мы будем делать все, чтобы их не разочаровывать.
Организаторы «Дикой мяты» и «Неба» не боятся конкуренции, отметила Ирина Словохотина. «Для нас это привычная ситуация, учитывая, что наши фестивали по обычаю проходят в начале сезона», — добавила она.
Юрий Кассин, основатель и генеральный продюсер фестиваля «Форма»:
Некоторые фестивали рухнули, коронавирус был для них толчком, но не основным. Фестивали, существовавшие за счет больших привозов или одного крупного спонсора, теряют свою идентичность и исчезают на смысловом уровне. «Форма» — это фестиваль премьер, которые мы готовим сами. У нас большое количество кураторов, идейных вдохновителей, творческих личностей, которые помогают создавать экспериментальную площадку, включающую в себя различные направления искусства.
Таким образом «Форма» помогает находить собственную идентичность каждому посетителю и стране, отметил Кассин. «Поэтому особой борьбы за аудиторию нет, наши люди прекрасно понимают, зачем им «Форма», — подытожил он.
Ирина Словохотина, директор по работе с коммерческими партнерами «Дикой мяты» и «Неба»:
Мы перманентно ищем решения болей нашей целевой аудитории, предлагаем готовые сценарии по логистике и проживанию. Прямо на сайте можно купить билет на фестиваль, забронировать проживание и трансфер. Подобные решения позволяют выстраивать долгосрочные отношения с аудиторией и растить лояльность у гостей фестиваля.
«Мы находим такие же решения для партнеров, которые помогают выполнить их бизнес-задачи и выстраивают доверительную коммуникацию с потребителями на нашем событии», — добавила Словохотина.
Международный взгляд на индустрию
Что происходит с фестивальной индустрией в мире? Международные эксперты считают, что несмотря на большие потери, пандемия пошла лишь на пользу индустрии.
Борис Лазарев, официальный представитель фестиваля Exit в России (агентство Collective Media Solutions):
Фестивальная индустрия до пандемии была перегрета, причин тому несколько: огромное количество новых фестивалей, высокая конкуренция как локальных, так и международных проектов, баснословные гонорары хедлайнеров и борьба за них, а еще повысившиеся ожидания аудитории. Уже было понятно, что рынок как-то должен сбалансироваться, но никто не ожидал, что это произойдет так катастрофично.
Вынужденная пауза затянулась, и уже очевидно, что выживут сильнейшие, отметил Лазарев. «Конечно, есть осторожные основания полагать, что в эпоху постпандемии нас ждет фестивальный бум, но подходы и концепции нужно будет перепридумывать с нуля», — уверен он.
Выводы
- Несмотря на нестабильность, фестивалям быть. И организаторы, и бренды надеятся на лучшее и уже готовятся к полноценному офлайну. Но опыт показывает, что все равно нужно быть готовым к любым изменениям.
- Многие фестивали активно интегрируются в цифровое пространство. Причем это могут быть не только онлайн-трансляции с офлайн-мероприятий, но и digital-активности — интерес к подобным историям со стороны аудитории огромный.
- Организаторы не боятся отложенного спроса. Уже давно произошел переход от количества к качеству, поэтому организаторы фестивалей твердо уверены в лояльности своей аудитории из-за оригинальных концепций, «своих» смыслов и долгосрочного планирования.
- Фестивали создают свои креативные студии, которые помогают интегрировать бренды. Таким образом, фестивали сами помогают брендам и агентствам разработать наиболее релевантный контент для соответствия их культуре и сообществу.
- Мы наблюдаем тенденцию на масштабирование фестивалей в регионы, потому что многим брендам эта аудитория также нужна и важна. Это могут быть, например, региональные паблик-токи или цифровые спецпроекты.
Оригинал