Люди любят проводить мероприятия. Люди тратят на них много денег.
Миллионы, десятки миллионов, миллиарды и триллионы. Строят туннели в горах, возводят ледовые стадионы в субтропиках, заказывают тысячи порций салатов и горячего, возводят гигантские сценические конструкции ради несколько часов.
Не принято говорить вот о чем: далеко не все мероприятия настоящие. В мире event management много подделок.
Как и поддельные сумки Gucci и Louis Vuitton, поддельные мероприятия выглядят почти как настоящие. Горит свет, звучит музыка, официанты несут еду, гости улыбаются. И далеко не сразу можно понять, что вам подсунули фальшивку. Уже уходя с него, вы вдруг понимаете, что Gucci написан с одним «с», а мероприятие хоть и прошло, но радости никакой.
Есть два фактора, определяющих то, выполнило ли мероприятие свою миссию.
Воспринимая ценность мероприятия в глазах гостя больше той суммы, что на мероприятие было потрачено (в расчете на одного гостя).
Мероприятие создает ощущение общности его участников вокруг общих ценностей, которые все они разделают. Разделяют они эти ценности на том основании, что они были приглашены и решили прийти на это мероприятие. Это очень важное чувство, связанное с самоидентификацией человека в обществе, в «своей» группе.
Присутствие множества людей усиливает это чувство многократно, делая его основным содержание и результатом мероприятия. Результатом, который нельзя добиться другими инструментами коммуникации. Так как другие инструменты не подразумевают физическое присутствие множества людей в одном месте, а именно это усиливает наши эмоции.
Успешное мероприятие подчеркивает тот факт, что все пришедшие на него едины в каком-то убеждении, в вере, что некоторая ценность является для всех них важной. И присутствие сотен или тысяч таких же людей, усиливает это убеждение, делает его более прочным. Именно это является задачей организаторов мероприятий.
Вот несколько гипотетических примеров.
Олимпиада. Общее убеждение - вера в спорт, который одновременно подчеркивает и стирает национальные границы.
Презентация спортивного автомобиля. Общее убеждение - удовольствие от управление автомобилем со спортивными корнями, принадлежность к группе, которая его может себе позволить.
Корпоративное мероприятие. Общее убеждение - принадлежность к группе, которую объединяет близкий вам набор ценностей. Например, драйв, креативность, инновационность, дружелюбие.
Стоит ли говорить, что мероприятия, который обладают этим объединяющим эффектом, не часто встречающая вещь. В основном нам продают подделки. Такие мероприятия часто служат обратной цели - разъединяют участников, подчеркивают их различия, стирают возможности для общения и удовольствия от осознания себя в группе.
Еще одно свойство «оригинальных» мероприятий - элемент самоорганизации участников. Они в разной степени принимают участие в организации мероприятия - содержательно или организационно. Помогают с темами, помогают с логистикой, дают советы и выражают одобрение.
Городские мероприятия
Задача создать общность, группу по интересам вокруг бренда или вокруг футбольной команды - понятна и в этой области накоплен большой опыт практических решений. Здесь есть конкретная точка приложения, вокруг которой объединяются потребители и болельщики. Есть и более сложные задачи, когда точка приложения не так конкретна. Например, в случае мероприятий для города.
Если мы говорим об использовании мероприятия для городских целей (или других территориальных единиц), то речь идет о формировании группы жителей, объединенных каким-то набором общих ценностей. Это крайне сложная и нетривиальная задача, т.к. люди в данной выборке представляют собой разные социальные классы. Но с другой стороны только мероприятие позволяет людям не просто осознать, а почувствовать себя жителем этого города. Для многих, возможно, впервые. Почувствовать, что у вас у всех, собравшихся здесь, есть что-то общее, не просто прописка, но набор ценностей, набор эстетических предпочтений.
Это переживание принадлежности к какой-то группе очень ценно для людей и если оно произошло запоминается надолго. И несомненно влияет на поведение каждого человека.
В том смысле, что он чувствует ответственность за судьбу этой группы, ответственность за судьбу того, что их объединило. Будь это город или спортивная команда.
Мероприятия - это уникальный инструмент по формированию таких групп. Практически незаменимый. Если эта магия произошла, вы сделали правильную инвестицию. Если нет, вы просто поставили сцену, привезли звук и заказали артистов.
Остерегайтесь подделок в области мероприятий! Покупайте оригинальное.